Исследования СоюздорНИИ показали, что морозостойкость образцов, твердевших под пленками, выше, чем бетона, твердевшего во влажных условиях.
По данным наблюдений, несколько километров покрытия дороги Киев—Одесса, обработанного лаком-этиноль, после десятилетней эксплуатации не имели дефектов, которые можно было бы объяснить недостатками ухода за бетоном.
По данным, через 28 суток потери воды в бетоне, твердевшем без ухода в условиях сухого, жаркого климата, в зависимости от состава растворной части, достигают 54—56%. При поливе водой потери влаги из бетона сокращаются до 36%, нанесении пленкообразующих—до 32%, в укрытии периодически увлажняемым песком — до 19%. Наиболее высокой прочностью все же обладал бетон, для ухода за которым применялись пленкообразующие материалы.
С. А. Миронов, Е. Н. Малинский, рассматривая процессы твердения бетона в условиях сухого и жаркого климата, рекомендуют максимально ускорять твердение бетона после укладки его в конструкцию с целью сокращения затрат на уход и, самое главное, для снижения вероятности нарушения хода структурообразования.
При высокой положительной температуре влажностный уход может приводить и приводит к совершенно неожиданным результатам: периодическое воздействие непосредственно на нагретую до 60—70° С поверхность твердеющего бетона сравнительно холодной воды во многих случаях вызывает термический удар. Он сопровождается нарушением структуры и снижением показателей физико-механических свойств бетона.
Ускорение твердения необходимо организовать таким образом, чтобы до укладки в конструкцию с целью сохранения подвижности бетонной смеси были замедлены процессы структурообразования и максимально предотвращено испарение влаги из бетона.
Одним из эффективных способов разрешения этого противоречия является введение в бетонную смесь комплексных добавок. Они должны состоять из поверхностно-активного пластификатора и ускорителя твердения в такой пропорции, которая в период технологической переработки смеси обеспечивает действие добавки как пластификатора, а с начала твердения: как ускорителя этого процесса.
В связи с тем что твердение бетона при положительной температуре сопровождается большими влагопотерями, естественно, что наиболее тщательный уход за ним должен осуществляться в конструкциях с высоким модулем поверхности—дорожных одеждах, облицовках каналов, полах и открытых площадках различного назначения, тонкостенных конструкциях и др.
Б. А. Крылов объясняет такое положение тем, что потери влаги с поверхности массивных конструкций незначительны в сравнении с общим ее объемом и компенсируются без особых последствий за счет внутри объемного перераспределения оставшейся влаги.
В конструкциях с развитой открытой поверхностью потери влаги велики как в абсолютных, так и в относительных значениях и поэтому восполнение потерянной влаги практически не происходит. Эти конструкции подвержены, кроме того, повышенному трещинообразованию, а условия твердения бетона в них под непосредственным действием солнечного излучения и ветра наиболее неблагоприятны.
Приготовление и транспортирование бетонной смеси. Создание наиболее благоприятных условий твердения бетона должно начинаться с приготовления бетонной смеси. . При температуре воздуха до 20—25° С особые требования к этому процессу не предъявляются. Однако, при более высокой температуре необходимо предусматривать охлаждение бетонной смеси, а точнее — заполнителей и воды затворения. Дело в том, что прочность бетона даже после длительного твердения очень сильно зависит от температуры бетонной смеси в момент укладки.
Влияние температуры бетонной смеси на уменьшение конечной прочности бетона. В связи с этим действующими нормативными документами температура бетонной смеси при укладке ограничивается 30° С.
Для снижения температуры заполнителей рекомендуется защищать их от солнечных лучей тентами или щитами, смачивать поверхность разбрызгиваемой водой, погружать перед приготовлением бетонной смеси в холодную воду или охлаждать холодным воздухом.
Температуру воды целесообразно снижать, добавляя в нее дробленый или строганный лед.
При эксплуатации бетонных заводов в условиях жаркого климата трубопроводы для подачи воды и накопительные резервуары должны быть заблаговременно покрыты изоляцией или окрашены в белый цвет.
На бетонных заводах большой мощности целесообразно применять искусственное охлаждение воды и заполнителей, используемых для приготовления бетонной смеси. При производстве бетонных работ в летнее время в условиях Афганистана температура бетонной смеси при выходе из смесителя достигала 28—29° С, что снижало ее подвижность, ускоряло схватывание цемента и в целом затрудняло укладку смеси. В дальнейшем все это вело к развитию трещинообразования.
В целях снижения температуры бетонной смеси был смонтирован узел охлаждения воды до 2—4° С. Бетонная смесь приготавливалась не только на холодной воде, но и на щебне, охлажденном водой. Температура бетонной смеси не превосходила 18—20° С. После проведения этого мероприятия трещинообразование больше не наблюдалось.
Попутно отметим, что в смесь вводилась добавка СНВ в количестве 0,01—0,015%. Применение СНВ способствовало повышению однородности и удобоукладываемости бетонной смеси, не расслаиваемости при транспортировании и, что немаловажно, облегчило разгрузку транспортных средств благодаря повышенному скольжению ее по металлу и позволило отказаться от применения вибраторов при разгрузке автомашин.
Это едва ли не единственное указание на столь важное свойство СНВ, да и других добавок регуляторов реологических свойств бетонной смеси и структуры бетона.
В условиях Красноярской ГЭС была испытана установка для воздушного охлаждения заполнителей бетонной смеси мощностью
Транспортирование бетонной смеси необходимо организовать таким образом, чтобы в момент укладки ее удобоукладываемость была не ниже требуемой. Снижение удобоукладываемости происходит из-за схватывания бетонной смеси и потери ею влаги в процессе транспортировки.
Нежелательно добиваться получения необходимой удобоукладываемости бетонной смеси за счет введения дополнительного количества воды затворения. Рекомендуется введение добавок замедлителей твердения, в том числе поверхностно-активных веществ, уменьшающих водопотребность бетонной смеси без снижения прочности. Вид и количество добавок должны быть определены лабораторией и проверены экспериментально.
Copyright © 2000-2010 MEGA МИАЛАН, Ltd. Все права защищены.
109544, Россия, г. Москва, ул. Международная, д. 15, тел./ факс: (495) 678-71-85, e-mail: info@mega-mialan.ru
Webdesign Delomac inc designed by Delomac.