Для ухода за бетоном рекомендуется использовать быстро и среднераспадающиеся эмульсии. В жаркие летние дни с температурой воздуха выше 25° С разрешается применять медленно-распадающиеся эмульсии.
Исходными материалами для приготовления разжиженного битума служат битумы марок БН-Ш-У (ГОСТ 1544—52) и БНД-60/90 (ГОСТ 11954—66). В качестве разжижителя применяют автомобильный неэтилированный бензин. Примерные весовые соотношения битума к растворителю от 40 : 60 до 50 : 50.
Опыт надежного ухода за свежеуложенным бетоном с помощью разжиженного битума показывает, что могут приниматься и другие соотношения между битумом и растворителем — 100 : 85. При этом расход готового материала при нанесении его на поверхность бетона вручную составил всего лишь
Для приготовления разжиженного битума, которое организуется на базах строительных организаций, битум разогревают в битумоварочных котлах, а затем небольшими порциями вливают в растворитель. Температура битума не должна превышать 70° С.
Составы битумных эмульсий и разжиженного битума должны корректироваться лабораторией с учетом требуемых свойств и свойств исходных материалов.
При строительстве дорожных, аэродромных бетонных покрытий, облицовок каналов с применением бетоноукладочного комплекта пленкообразующие материалы следует наносить специальными машинами. Небольшие объемы работ можно выполнять с помощью средств малой механизации — всевозможных распылителей.
Пленкообразующий материал наносят на поверхность свежеуложенного бетона за один или два прохода машины-распределителя. Лучшее качество достигается при двух проходах машины. Первый слой наносят немедленно после того, как поверхность бетона станет матово-влажной.
Удовлетворительное качество ухода обеспечивается при следующем расходе материалов, г/м2: лака-помароля — 400 (600); битумной эмульсии — 600 (1000); битума, разжиженного бензином — 600 (1000); лака-этиноля — 60.0 (1000); лака ФЛ —500 (700); водного раствора извести для осветления пленки темного цвета — 400.
При нанесении жидкости в два слоя норма пленкообразующего материала для каждого слоя равна половине общей. Нанесение жидкости в два слоя способствует формированию паронепроницаемого покрытия более высокого качества. Второй слой наносят через определенное время после нанесения первого в зависимости от вида пленкообразующего вещества, температуры воздуха и т. д.
Битумную эмульсию, наносимую механизированным способом, следует нагревать до температуры 40—60° С. Другие пленкообразующие материалы нагревать запрещается.
Категорически запрещается оставлять на свежеуложенном бетоне места, не покрытые защитной пленкой. Места, где пленку пришлось преждевременно нарушить, например, при нарезке швов в затвердевшем бетоне, необходимо немедленно вновь обработать пленкообразующей жидкостью.
После удаления рельс-форм и опалубки на боковые поверхности бетонной конструкции следует сразу же нанести пленкообразующие материалы. Для этого применяют малогабаритные распределители — ручные насосные или пневматические опрыскиватели.
В дорожном строительстве вопросам летнего бетонирования уделяется должное внимание, накоплен большой опыт производства работ. Последние нормативные документы предусматривают уход за свежеуложенным бетоном осуществлять с учетом температурных условий твердения в тех случаях, когда в период ухода за бетоном в течение первых двух суток: температура воздуха более 25° С; относительная влажность воздуха менее 50%; перепад температуры воздуха за сутки более 12° С; максимальная интенсивность солнечной радиации в 12—13 ч больше или равна 1,2 кал [см2 -град.
Влажностный уход за свежеуложенным бетоном покрытий имеет ряд особенностей. После отделки поверхности бетон укрывают влажной мешковиной, полиэтиленовой пленкой, картоном или плотной бумагой и в жаркую погоду поливают распыленной струей воды. Благодаря этому, температура бетона будет ниже 30° С. Когда по бетону можно будет ходить без его повреждения, временное укрытие переносят на новый участок свежеуложенного покрытия и поверхность бетона засыпают слоем песка.
В течение первых семи суток засыпку постоянно поддерживают во влажном состоянии, для чего во влажную и жаркую погоду ее поливают через каждые 2—3 ч распыленной струей воды. Перед очередным поливом весовая влажность песка должна быть не менее 6%. В последующие сутки вплоть до набора бетоном проектной прочности полив производят через 6—8 ч. Следует отметить, что СНиП Ш-Д.5—73 допускает влажностный уход за дорожными покрытиями, как исключение, в тех случаях, когда отсутствуют пленкообразующие материалы.
При бетонировании покрытий в летний период с 8 до 17 ч и применении пленкообразующих материалов любого цвета уход за бетоном осуществляется по такой технологии.
Вслед за разливом пленкообразующего материала темного цвета над покрытием устанавливают тенты из брезента, парусины и др. материалов (желательно белого цвета) для защиты бетона от нагрева солнечными лучами. Тенты устраивают на перемещающихся по рельс-формам металлических или деревянных каркасах.
Если применяют пленкообразующий материал белого цвета и пленка формируется в течение 2—3 ч, то тенты не применяют.
После формирования защитной пленки тенты передвигают на новый участок и поверх нее устраивают термоизоляционный слой — отсыпают слой песка или супеси толщиной
Если бетонирование производят в вечерние и ночные часы с мая по сентябрь с теми же погодными условиями, то уход за бетоном осуществляется с помощью пленкообразующего материала белого или темного цвета с побелкой последнего раствором извести до 9 ч следующих суток. При этом температура поверхности покрытия в течение следующих суток не должна превышать 35° С.
Такие мероприятия по уходу за бетоном обеспечивают: непрерывно-влажностные условия твердения бетона немедленно после отделки поверхности покрытия до набора проектной прочности; температуру твердения бетона не более 30° С на поверхности покрытия в течение 24—48 ч после укладки бетона в зависимости от времени суток бетонирования и способа устройства швов (до набора прочности бетоном более 120 кгс/см2); перепад температуры на поверхности покрытия менее 12° С в первые двое суток твердения бетона.
Необходимо отметить, что в дорожном строительстве сейчас разрешается применять следующие пленкообразующие материалы: лак-помароль, лак-этиноль, битумные эмульсии. Разжиженный битум можно использовать, но только после соответствующего технико-экономического обоснования.Copyright © 2000-2010 MEGA МИАЛАН, Ltd. Все права защищены.
109544, Россия, г. Москва, ул. Международная, д. 15, тел./ факс: (495) 678-71-85, e-mail: info@mega-mialan.ru
Webdesign Delomac inc designed by Delomac.