X. Бетонная смесь

A.         Подбор состава бетона

Расход тепла, необходимый для нагрева материалов от начальной температуры до требуемой, определяется с учетом производительности бетонного завода.

Подбор состава бетона для производства зимних работ не имеет специфических особенностей. Однако жесткость и осадку конуса смеси следует определять при ее рабочей температуре.

Водоцементное отношение для бетонных смесей рекомендуется принимать не более величин. В бетонах, применяемых в зимних условиях, следует стремиться к снижению водоцементного отношения. Необходимо учитывать, что при введении в бетонную смесь противоморозных химических добавок расход воды уменьшается на 6—8%.

Цемент и тонкомолотые добавки при приготовлении бетонной смеси, используют без подогрева. Подогрев воды для бетонной смеси наиболее просто и эффективно осуществляется пуском пара в холодную воду.

Подготовка заполнителей в зимнее время заключается в размораживании или дроблении смерзшихся глыб, подогреве и, если требуется, промывке с последующим обезвоживанием.

Размораживание и подогрев заполнителей бетонной смеси можно производить в открытых и закрытых штабелях, бункерах, сушильных барабанах, вибротранопортных и других устройствах.

B.         Противоморозные добавки для бетона

Рекомендуется подогревать щебень и песок в складском штабеле на площадке хранения с помощью пространственных паровых регистров, установленных над подштабельными галереями. Затем щебень обрабатывают на установке мокрого контрольного грохочения и подают в расходный бункер. Предварительно подогретый песок подают в сушильный барабан, где он прогревается до заданной температуры.

Сухой щебень крупностью до 70 мм, не содержащий наледи на зернах, при наружной температуре свыше—5° С можно загружать в смеситель в необогретом состоянии, если это допускается тепловым балансом бетонной смеси.

Приготовление концентрированных растворов солей, используемых в качестве противоморозных добавок и добавок-ускорителей в бетонных смесях, должно осуществляться в установках с перемешиванием солевого раствора механическими мешалками, горячим воздухом или острым паром. Перед загрузкой установки соль следует дробить. При использовании механических мешалок необходимо подавать воду с температурой 40—60е С, это ускоряет растворение солей.

Готовить растворы солей можно и в установках фильтрации воды через слой соли толщиной до 1 м. Для удобства хранения растворы солей рекомендуется готовить насыщенными. Насыщенные растворы служат исходными для определения количества добавки и приготовления водного раствора.

C.         Стандарты для бетонных смесей

Готовить бетонные смеси следует в соответствии с требованиями действующих стандартов. Длительность смешения составляющих бетонной смеси определяет строительная лаборатория.

Бетонные смеси из подогретых компонентов во избежание дополнительных теплопотерь желательно готовить в теплом помещении.

Бетонная смесь, укладываемая в дело с температурой от 0 до —5° С, может готовиться в отапливаемом или холодном помещении при соблюдении определенных правил. Заполнители применяют в холодном состоянии. Песок просеивают для удаления смерзшихся комьев крупнее 5 мм, а отсеянные смерзшиеся комья подвергают дроблению или оттаиванию. При этом ледяные включения в заполнителях не допускаются. Воду для затворения бетонной смеси не подогревают.

При значительном удалении строительных объектов от бетонного завода, когда в процессе транспортирования возможно замораживание товарной бетонной смеси, или в случае применения противоморозных добавок, сильно влияющих на сроки схватывания бетонной смеси, например, поташа, на бетонном заводе следует готовить сухие смеси и поставлять их к месту производства работ в мешках или контейнерах.

Технология транспортирования бетонных смесей при отрицательной температуре должна быть решена таким образом, чтобы доставить к месту производства работ смесь необходимой температуры и удобоукладываемости.

D.         Перевозка смесей

Однако повышение температуры смеси ведет к сокращению сроков схватывания и снижению удобоукладываемости, а снижение ее температуры опасно возможным замораживанием. Поэтому при транспортировании товарных бетонных смесей в зимних условиях принимают меры к снижению теплопотерь.

Для этого перегрузки товарной бетонной смеси необходимо свести до минимума. Перевозку смесей производить в бункерах, контейнерах, обладающих меньшим модулем поверхности в сравнении с перевозкой в автомашинах и обеспечивающих подачу смесей с транспорта непосредственно на рабочее место.

Пункты погрузки и выгрузки следует защищать от ветра, а погрузку, перевозку и разгрузку выполнять как можно быстрее.

При температуре наружного воздуха ниже —15° С и перевозке смеси автомашинами необходимо использовать отходящие газы для обогрева кузова, а также укрывать перевозимую смесь деревянными щитами, брезентом. При более высокой температуре можно ограничиться только укрытием бетонной смеси.

Транспортировать бетонные смеси, приготовленные с противоморозными добавками хлористых солей, можно без утепления, но с обязательной защитой от попадания снега и испарения влаги.

Несмотря на то, что в пределах строительной площадки бетонная смесь достаточно быстро подается к месту укладки, необходимо принять меры против дополнительных теплопотерь в процессе ее транспортирования горизонтальным или вертикальным транспортом.